Главная |О студии| Портфолио | Услуги и цены | Контакты | Проект по Васту | Архитектурный проект | Дизайн фасадов | Блог |
|
Главная страница > Архитектурный Блог - стр 1 > Архитектурный Блог - стр 5 > Архитектура майа Архитектура цивилизации майа. |
|
Майя — цивилизация Мезоамерики, которая располагалась на полуострове Юкатан в современной Мексике, Белиса и Гватемалы. Она известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам. Начало её формирования относят к предклассической эре (2000 год до н. э. — 250 год н. э.), большинство городов Майя достигло пика своего развития в классический период (250—900 годы н. э.). К моменту прибытия европейцев в Америку уже была в упадке: многие их города были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. У майя был календарь (который использовали и другие народы Центральной Америки), а также иероглифическая система письма (в большей части расшифрованная). Сохранились многочисленные надписи на памятниках.
На архитектуру майа большое влияние оказали предшествующие им, а также соседние мезоамериканские культуры, особенно ольмеки и Теотиуакан:
Самые ранние монументальные постройки майя происходят из региона Петен, такие как пирамида I века н.э. в Вашактуне, и представляют собой низкие пирамиды со ступенями со всех четырех сторон, поднимающимися к верхней платформе.
Отверстия для столбов в платформах указывают на то, что когда-то здесь стояли надстройки из дерева. Пирамиды также несут скульптурные украшения, маски. Строительные материалы.Архитекторы майя использовали легкодоступные местные материалы, такие как известняк в Паленке и Тикале , песчаник в Киригуа и вулканический туф в Копане. Блоки вырезались только каменными орудиями. Обожженный известковый цемент использовался для создания бетона и иногда использовался в качестве раствора, как и простая глина. Наружные поверхности облицовывались лепниной и украшались горельефной резьбой или объемной скульптурой. Стены также могут быть покрыты тонкой облицовкой из тесаных плит, уложенных поверх щебня, что характерно для зданий в районе Пуук. Фасад часто был покрыт штукатуркой и окрашен в яркие цвета, особенно в красный, желтый, зеленый и синий.
Реконструкция города Паленке:
Внутренние стены часто украшались фресками с изображением сражений, правителей и религиозных сцен. Мансардные крыши были типичны и выполнены в подражание скатным соломенным кровлям более скромных деревянных и плетеных жилищ большинства населения. Градостроительство.Поселения майя демонстрируют свидетельства преднамеренного городского планирования, а памятники часто располагаются по радиальной схеме, включающей широкие площади. города майя состояли из религиозно-административных центров, окруженных небольшими, построенными из дерева и плетня хижинами земледельцев. Центр города формировался из нескольких, окружающих площади, различных по времени возведения групп зданий, композиционно связанных между собой. Эти здания представляли собой в основном или храмовые пирамиды, или длинные, состоящие из двух рядов комнат сооружения, стоящие на высоких платформах. Расположение тех или иных зданий, как правило, определялось исходя из рельефа местности и назначения здания - например, в Паленке, храмы строились на естественных возвышенностях. Они также могли быть объединены в единый смысловой комплекс и соединены эстакадами и оштукатуренными дорогами (бахос). Сами здания были ориентированы, например, по оси север-юг и располагались таким образом, чтобы использовать солнечные и другие небесные явления или направления обзора.
Архитектура и астрономия.Уже на этом раннем этапе здания проектировались и строились в соответствии с астрономическими знаниями майа. Архитектура привязывалась к таким знаковым временным точкам, как зимнее и летнее солнцестояние и равноденствие. Храмы и пирамиды, в частности, были спроектированы таким образом, чтобы солнце, луна, звезды и планеты были видны сверху или через определенные окна в важное время года. Одним из примеров является обсерватория в Ксочикалько, который, хотя и не считается исключительно майянским городом, несомненно, испытал влияние майя. Обсерватория представляет собой подземную камеру с отверстием в потолке. Солнце светит через это отверстие большую часть лета, но 15 мая и 29 июля оно находится прямо над головой. В эти дни солнце прямо освещало иллюстрацию солнца на полу, и эти дни имели большое значение для жрецов майя. Другие возможные обсерватории были обнаружены на археологических объектах Эдзна и Чичен-Ица:
В Вашактуне находится астрономический комплекс из четырех храмов, расположенных таким образом, что они фиксируют переломные положения времен года (летнее и зимнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие). Подобные же комплексы в других городах майя (между городами Рио Бек и Ишкуном их насчитывается 18) свидетельствуют о развитии необходимых для земледелия астрономических наблюдений и их связи со жреческой кастой.
Кроме того есть предположение, что очертания контуров комплексов построек, если смотреть сверху, были не случайными, а преднамеренными и могли образовывать глифы (иероглифические символы письменности майа). Также существуют версии о связи различных аспектов архитектуры майа с некоторыми важными временными циклами их календаря. Типы зданий.Архитектура майя лучше всего характеризуется храмами-пирамидами и богато украшенными дворцами, которые были построены во всех центрах майя от Эль-Тахина на севере до Копана на юге. Особенности архитектуры включают многоуровневые приподнятые платформы, массивные ступенчатые пирамиды, сводчатую крышу и монументальные лестницы. Экстерьеры были украшены скульптурой и лепными украшениями, геометрическими фигурами и религиозной иконографией. Пирамиды майа.Пирамиды майя, парящие над окружающими джунглями, такие как 65-метровый Храм IV в Тикале (8 век н.э.), являются, пожалуй, главным символом древней Америки.
Пирамиды использовались не только как храмы и центры религиозной практики майя, где совершались подношения богам, но и как гигантские гробницы для умерших правителей, членов их семей и драгоценных вещей. Пирамиды также периодически увеличивались, так что при раскопках иногда внутри больших пирамид обнаруживаются пирамиды меньшего размера, которые часто все ещё сохраняют свои архитектурные элементы в неповрежденном виде. Кроме того, отдельные пирамиды со временем могли быть объединены в единый гигантский комплекс, поскольку правители майя пытались произвести впечатление на своих подданных и оставить след своего правления надолго. Хороший пример такого развития можно увидеть на северном акрополе Тикаля:
Башнеобразные, построенные по одной схеме храмы Тикаля являются самыми высокими пирамидами майя. Уступы пирамиды украшались понизу бороздой и изломами по углам, что зрительно облегчало громаду пирамиды и сообщало ее объему четкий ритм. На главном фасаде находилась широкая и очень крутая лестница без перил, на проступях которой едва умещалась ступня. Лестница вела к храму, большому и импозантному снаружи, внутри же храма были одна-три маленькие темные и тесные комнаты, перекрытые ложными сводами. Так, единственная комната наиболее раннего храма имела всего 4 x 0,8 м в плане. Комнаты освещались через дверь. Перемычки большинства дверей состояли из деревянных брусьев, покрытых резьбой. Снаружи высоту святилища, приземистого, массивного, занимающего почти весь верх пирамиды, увеличивал громадный декоративный гребень. Для облегчения веса гребня в нем устраивались пустоты.
Перед каждым храмом Тикаля устраивались большие прямоугольные площади, на которых стояли резные стелы. Форма, структура, ориентация и пропорции элементов пирамид майя отражают их представления о сакральной геометрии. Интересная особенность пирамид - благодаря резонаторам на вершине одной пирамиды вы можете говорить нормальным голосом, а внизу или на вершине другой пирамиды вас прекрасно слышно. "Храм Надписей" в Паленке, построенный ок. 700 г. н.э., является типичным образцом храмовой постройки майя. Назван так он был потому, что его стены были когда-то украшены многочисленными барельефами и 625 иероглифическими надписями в виде людей и мифических созданий. О чём говорят эти надписи, до конца выяснить не удалось, потому что сочетание слов-картинок и фонетических символов полностью ещё не расшифровано. Храм стоит на девятиступенчатой 20-метровой пирамиде, задняя сторона которой опирается на крутой склон. Единственная крутая лестница поднимается на несколько уровней, чтобы достичь верхней платформы, увенчанной единой храмовой структурой с несколькими камерами.
В полу храма на вершине пирамиды, накрытый массивной каменной плитой, сокрыт проём, от которого вглубь пирамиды ведёт подземный ход в склеп с захоронением. Склеп имеет размеры около 9 м в длину и 4 м в ширину, а его высокий, сводчатый потолок уходит вверх почти на 7 метров. Конструкция этой подземной комнаты столь совершенна, что её сохранность почти идеальна. Камни стен и свода были вытесаны с таким искусством, что ни один из них не упал со своего места. Стены склепа украшают барельефы. Под плитой саркофага в склепе был погребен мужчина лет сорока-пятидесяти с украшениями из драгоценного нефрита.
Элементы конструкции пирамиды имеют символическое значение: девять внешних уровней представляют девять уровней Шибальбы, подземного мира в мифологии майя, и 13-уровневый секретный проход внутри пирамиды, ведущий к гробнице короля Пакаля, представляющий 13 уровней небес. Крышка саркофага в храме надписей поражает мастерством исполнения и необычностью, таинственностью изображений:
В отличие от стандартной для архитектуры майа пирамиды в Паленке, пирамида Мага в Ушмале (после 600 г. н.э.) отличается закругленными углами, которые делают ее почти овальной формы в плане.
Еще две общие черты пирамид майя - это фаска или глубокая горизонтальная канавка, проходящая вокруг каждой платформы, и закругленные внутренние углы. Пирамида в Чичен Ица:
Дворцы майа.Дворцы были большими многоэтажными зданиями, предназначенными для правителя и его семьи. Они, как правило, были каменными с деревянными конструкциями наверху. Крыши были соломенными. Некоторые дворцы майя очень просторны, включают дворы и другие строения. Дворец в Паленке – хороший тому пример. Некоторые из дворцов довольно большие, что заставляет исследователей подозревать, что они также действовали как своего рода административные центры, регулирующие дань, торговлю, сельское хозяйство и пр. Это также было место взаимодействия с дипломатическими гостями. В них проходили застолья, танцы и другие общественные мероприятия. Дворцы могли иметь колоннады и башни. Лучшим сохранившимся примером является дворец в Паленке с его уникальной трехэтажной башней. Дверные проемы часто бывают множественными, стоечно-перемычковыми из дерева или камня. Помимо залов, спальных помещений, кухонных помещений и мастерских, некоторые дворцы, как в Паленке, также имели элементы роскоши и удобства, такие как туалеты и парилки. Дворец Паленке:
Дворец Сайиль:
Дворец Ушмаль:
Комплекс в Ушмале также является хорошим напоминанием о том, что королевские резиденции майя также выполняли религиозные функции и были спроектированы, как и храмовые пирамиды, чтобы визуально отражать мировосприятие майя. Северное здание имеет 13 дверных проемов - уровни небес, южное здание имеет 9 - уровни Шибальбы, а западное здание имеет 7 - мистическое число земли. Площадки для игры в мяч.Торжественная игра с мячом была важной составляющей жизни майя. После некоторых военных побед, в которых были взяты важные пленники (например, вражеские дворяне или правитель), эти пленники были вынуждены играть в игру против победителей. Игра представляла собой реконструкцию битвы, после чего проигравшие (которые, естественно, были вражескими дворянами и солдатами) были церемониально казнены. Проигравших приносили в жертву богам, и поэтому площадки обычно ориентированы по оси север-юг - небесным и подземным мирами соответственно и является неотъемлемой частью священного комплекса города. В некоторых из наиболее важных городов их было несколько и иногда они использовались для других церемоний и мероприятий. Площадки для игры в мяч имели прямоугольную форму и были ограничены стенами в двух сторон. Целью игры было попасть мячом в каменное кольцо, закреплённое на стене.
Самая великолепная площадка для игры в мяч классического периода майя находится в Копане (построена около 800 г. н.э.). Её элегантные покатые стены прекрасно обрамляют далекий вид на холмы:
Площадка в Чичен Ица:
Архитектура майя передаст архитектурную эстафету из древней Мезоамерики последующим культурам, таким как цивилизация тольтеков и ацтеков, особенно в известных центрах Шочикалько , Чичен-Ица , Митла и Теночтитлан . Влияние майя распространилось даже на 20-й век нашей эры, когда такие известные архитекторы, как Фрэнк Ллойд Райт и Роберт Стейси-Джадд, включили элементы архитектуры майя в свои здания. |
|
_______________________________________________________________________________________________ !Материалы из статьи могут быть использованы только с активной ссылкой на сайт-источник! _______________________________________________________________________________________________ Похожие статьи в Блоге:
Обнесенные стенами здания, приподнятые павильоны, деревянные колонны и панели, желтая глазурованная черепица на крышах, ландшафтные сады, а также тщательное планирование города - всё это примечательные черты архитектуры древнего Китая, многие из которых до сих пор играют важную роль в современной архитектуре по всей Восточной Азии. На архитектуру Китая повлияли идеи из Индии и буддизм, который распространился там, но здания древнего Китая оставались удивительно неизменными в фундаментальном виде на протяжении веков, влияя на архитектуру других соседних восточноазиатских государств, особенно в древней Японии и Корее... _______________________________________________________________________________________________ Архитектура древнего Египта
Египет меня интересует очень давно. Ещё с раннего детства меня завораживали памятники его культуры: древняя письменность - загадочные иероглифы на свитках папируса и выгравированные на поверхностях величественных, потрясающих воображение своей монументальностью зданий и скульптур; религиозный мистицизм, окутывающий его историю - всё это вызывало у меня жгучее желание хоть немного проникнуть в тайны этой страны. Сейчас я вплотную подошёл к тому, чтобы изучить архитектуру Египта и в этой и последующих статьях я хочу на сколько это уместно подробно изложить результаты моих изысканий... ___________________________________________________________________________________________________________ Древняя архитектура Непала.
Слияние необычных по своей простоте и актуальных по сей день непальских стилей зодчества уникально тем, что большинство из «ингредиентов» этого архитектурного коктейля не встречается ни в чистом виде, ни в каких бы то ни было сочетаниях, больше нигде в мире... __________________________________________________________________________________________________________ Архитектура древнего Рима
Архитектура древнего Рима во многом продолжила наследие, оставленное греческими архитекторами. Римляне также были новаторами, и они объединили новые строительные технологии и материалы с креативным дизайном, чтобы создать целый ряд совершенно новых архитектурных сооружений. Типичные инновационные римские здания включали базилику, триумфальную арку, монументальный акведук, амфитеатр и жилой квартал... __________________________________________________________________________________________________________ Традиционная архитектура Японии.Японская традиционная архитектура является одним из самых ярких проявлений японской культуры, и вы можете найти уникальные элементы архитектуры в замках, храмах, святынях, а также домах. Японская архитектура развивалась под влиянием Китая и Кореи. Начиная с современной эпохи, западная культура также оказала влияние, но в то же время сохранился отчётливый и уникальный японский стиль архитектуры, интегрированный с природной средой и культурой Японии. В этой статье я расскажу об основных элементах традиционной архитектуры японского жилища... __________________________________________________________________________________________________________ Заказать индивидуальный проект домаЕсли Вы хотите заказать проект дома, или у Вас есть вопросы, свяжитесь со мной по телефону, телеграму или почте. +7 977 268-04-53 novikov-architect@mail.ru В начало |
Основные страницы сайта: ● Обо мне
|
Архитектурно (услуги): ● Архитектурно-строительный проект дома |
Популярные страницы сайта: ● Готовый проект дома из газобетона в английском стиле - 143 кв. метра ● Стили современной архитектуры ● Проект современной каркасной бани |