Главная страница |Обо мне| Портфолио | Услуги и цены | Контакты | Проект по Васту |Архитектурный проект|Дизайн фасадов

Главная страница  >  Архитектурный Блог - стр 1  >  Архитектурный Блог - стр 5  >  Архитектура древнего Египта

Архитектура древнего Египта.

Египет меня интересует очень давно. Ещё с раннего детства меня завораживали памятники его культуры: древняя письменность - загадочные иероглифы на свитках папируса и выгравированные на поверхностях величественных, потрясающих воображение своей монументальностью зданий и скульптур; религиозный мистицизм, окутывающий его историю - всё это вызывало у меня жгучее желание хоть немного проникнуть в тайны этой страны. Сейчас я вплотную подошёл к тому, чтобы изучить архитектуру Египта и в этой и последующих статьях я хочу на сколько это уместно подробно изложить результаты моих изысканий.

архитектура египта фото

Без сомнения, в сфере архитектуры египетская цивилизация достигла огромных высот. Строения той эпохи из огромных монолитных глыб, соединённые без раствора с точностью до миллиметра,  до сих пор вызывают у людей горячие споры и неуёмную фантазию на тему того, с помощью каких таинственных технологий они были построены. Много теорий, одна фантастичнее другой, касательно египетских строительных технологий уже выдвинуто на настоящий момент, и разобраться, где тут правда, а где вымысел представляется маловероятным, если у вас случайно нет способности видеть прошлое :)) Но как бы там ни было, а архитектурное искусство в древнем Египте действительно достигло потрясающих высот.

архитектура древнего египта храм абу симбел

Древний Египет, положивший начало архитектуре, был страной, лишенной строительного леса. Дерева было также мало, как и в других оазисах африканской пустыни, основная растительность пальмы, дающие дерево плохого качества, и тростник. Все это во многом определило то, что основными строительными материалами были необожженный кирпич-сырец и камень, главным образом, известняк, добываемый в Нильской долине, а также песчаник и гранит. Камень использовался в основном для гробниц и захоронений, в то время как кирпич шел на постройку дворцов, крепостей, зданий в окрестностях храмов и городов, а также вспомогательных сооружений для храмов. Древнеегипетские дома строили из грязи, добываемой в Ниле. Ее оставляли на солнце, чтобы она высохла и стала пригодной для строительства.

Многие египетские города не сохранились до наших дней, так как располагались в зоне разливов Нила, уровень которого поднимался каждое тысячелетие, в итоге многие города были затоплены, или грязь, использованная для строительства, становилась удобрением для крестьянских полей. Новые города строились на месте старых, поэтому древние поселения и не сохранялись. Однако засушливый климат Древнего Египта сохранил некоторые сооружения из кирпича-сырца деревня Дейр эль-Медина, Кахун, город, достигший расцвета в Среднее царство (современный Эль-Лахун), крепостные сооружения в Бухене и Миргиссе.

архитектура древнего египта обелиск

Древнее царство занимает важное место в истории египетской архитектуры: в это время были созданы грандиозные пирамиды и прекрасные ансамбли храмов и святилищ различных религиозных культов, величественные мастабы (усыпальницы в виде усечённой пирамиды) знатных вельмож. Уже в период Древнего царства египтяне научились великолепно обрабатывать камень, использовать все его конструктивные и декоративные возможности. В это время были выработаны пропорциональные соотношения, ордерные системы; сложились типы колонн, сохранившиеся затем на протяжении тысячелетий: папирусообразные, лотосообразные, пальмовидные; были найдены интересные приемы декорирования. Монументальность, величественность, синтез архитектуры, круглой скульптуры, рельефов и росписей составляют характерные черты архитектуры древнего Египта.

Основной строительный материал в Египте камень, из него строились все несущие и ненесущие конструкции. Египтяне были мастерами его добычи и обработки. Обыкновенно использовали известняк и песчаник. При этом, когда эти породы камня употребляются совместно в одном памятнике, то из песчаника обычно делаются балки. Гранит применяется крайне редко, а алебастр как исключение. Из цельных глыб высекали высокие стройные обелиски, которые были символами солнца великого Ра, а также иногда огромные столбы и колонны высотой с трех- и пятиэтажный дом. Отдельные тщательно отесанные каменные блоки пригонялись друг к другу идеально, насухо, без раствора. Вес тяжелых балок перекрытия несли стены, пилоны (- столбы большого сечения, служащие опорой для перекрытий) и колонны. Египтяне не использовали сводов, хотя и знали эту конструкцию. На балки укладывали каменные плиты перекрытия:

архитектура древнего египта колонны балки плиты

Способы скрепления камней:

Как общее правило, можно считать, что камни клались без раствора и без всяких искусственных связей. В фиванскую эпоху металлические скрепления, по-видимому, совершенно не употреблялись, и лишь изредка пользовались деревянными скобами в форме ласточкина хвоста для связи камней между собой (Мединет-Абу, Абидос) или же для скрепления давших трещину монолитов (луксорский обелиск). Раствор, встречающийся в каменной кладке, имеет вид глинистой массы, в которой заметен плохо обожженный гипс, а иногда и черепица. Его находят лишь во внутреннем заполнении толстых стен (большие пилоны Карнака) или же в массивах пирамид. Известковый раствор употреблялся только для штукатурки или как мастика, чтобы скрыть изъяны плохо вытесанных камней.

Внешние и внутренние стены, а также колонны и пирсы, были покрыты иероглифическими и иллюстрированными барельефами, раскрашенными разными цветами. Мотивы барельефов египетских зданий несут информацию о религиозных ритуалах, исторических событиях, войнах, которые велись, богов, которым поклонялись, быте древних египтян, жизни и смерти фараонов, правивших древним государством.

архитектура древнего египта барельеф

Египетский ордер.

В египетском зодчестве роль ордера очень велика. (Под ордером понимается характерное для данной страны и эпохи художественное истолкование архитравной (стоечно-балочной) конструкции). Формы его многообразны. Применяя архитравную конструкцию, египетский зодчий использовал ее формы для различных художественных замыслов.

Колонны египетского ордера можно разделить на две группы: группу геометрически правильных колонн и группу изобразительных колонн.

1. Опоры геометрически правильных форм.

Группа опор геометрически правильной формы появилась в Египте в период Древнего царства. Эти опоры преобладали в скальных гробницах и портиках Среднего царства, но позднее, вследствие перемены художественного мировоззрения, они не находили признания и почти совсем исчезли в Новом царстве. Группа эта заключает несколько типов:

Столб квадратного сечения наиболее часто применявшийся тип этой группы. Его пропорции: высота равна 4 5 сторонам основания. В большинстве случаев столб не имел капители и был часто покрыт рельефами. В Позднее время перед квадратными столбами ставились скульптурные изображения (Мединет-Хабу, Рамессей). Эти скульптуры обычно прислонены к столбу и не несут нагрузки. Этот прототип несущих кариатид имелся уже в ансамбле Джосера в Саккара.

архитектура древнего египта колонны статуи

Колонны в виде граненого цилиндра с 8 или 16 (реже 18 и 20) плоскими поверхностями, или каннелюрами. Египетская каннелюра имеет неправильную кривизну, увеличивающуюся к граням. Пропорции колонн в Бени-Хасане: высота h равна 5 D (нижним диаметрам).

архитектура древнего египта колонны

Колонны в виде суживающегося кверху цилиндра обычно с каннелюрами, но без энтазиса. Пропорции h=5,5 D. Граненые и каннелированные колонны этого типа имели чаще всего капитель в виде квадратной плиты-абаки (аналогичной греческим)База граненого столба представляет собой простую прямоугольную подкладку, сравнительно мало выступающую из тела столба (столб мог не иметь капители, но базу имел почти всегда). В другом случае база колонны, круглая в плане, сильно выступает за периметр ствола колонны (иногда почти до двух диаметров колонны) и часто расширяется книзу. Она практически неудобна, так как сильно уменьшает ширину узкого прохода между колоннами.

2. Колонны, подражающие формам растительного мира.

Колонны, подражающие формам растительного мира, в основных своих типах возникли в период V и частью III династий, немного позже каннелированного типа; они почти не применялись в Среднем царстве, но затем, в период Нового и Позднего царств, совершенно вытеснили колонны геометрически правильных форм. Колонны этого типа в их развитом виде тесно связаны с религиозной символикой египтян.

Основанная на подражании формам растительного мира, египетская колонна перерабатывает эти формы в соответствии с установкой Нового царства на монументальную архитектуру. Пропорции колонн становятся грузными, самые формы их упрощенными, сведенными к гладким поверхностям. В начальный период Нового царства проводилось строгое распределение типов колонн по месту их положения. Колонны, несущие нагрузку потолка, имели закрытую чашечку цветка, приближаясь к простой конструктивной форме, рассчитанной на выражение тектонической роли колонны:

архитектура древнего египта колонны

А в средних, ярко освещенных пролетах гипостильных зал колонна, подражая свободно стоящему растению, получила раскрытую чашу капители, за гранью которой не видна была верхняя часть колонны, непосредственно принимающая на себя нагрузку потолка:

архитектура древнего египта колонны

 Потолок, расписанный звездами, изображал небо и казался парящим в воздухе. В конце Нового царства этот прием размещения колонн потерял свое значение, и они -стали расставляться в произвольном порядке. В архитектуре Египта Позднего времени применялись исключительно раскрытые чаши капителей. При определении формы колонн декоративные требования получили в эту эпоху преобладающую роль.

архитектура древнего египта ордер

Для египетской архитектуры была характерна своеобразная форма капителей, изображавших цветок папируса, лотоса или листья пальмы (Абусир). В отдельных случаях на капители высекали изображение головы богини плодородия Хатор:

архитектура древнего египта

архитектура древнего египта

Вот один из вариантов компьютерной реконструкции египетской залы:

архитектура древнего египта реконструкция

Особенности египетского архитектурного стиля.

Основной особенностью египетской архитектуры является монументальный и величественный облик ее сооружений. Это достигалось применением ряда неизменно повторяющихся, освященных религиозной традицией архитектурных приемов. К ним относятся:

● огромные абсолютные размеры сооружений.

Величина памятников играла огромную роль в египетской архитектуре. Впечатление, которое производят на каждого человека огромные размеры сооружений, использовалось в архитектуре уже в самые ранние периоды ее развития. Для сравнения: пирамида Хеопса была наиболее высоким сооружением древнего мира (147 м), основание ее (230 м х 230 м) в полтора раза больше площади, занимаемой всем афинским акрополем, и превышает размеры Красной площади в Москве. Показательны также следующие примеры: площадь гипостильного зала в храме Карнака (103 м X 54 м) в два с половиной раза больше площади одного из крупных храмов Греции Парфенона (70 м X 31 м). Высота колонн гипостильного зала Карнака 24,3 м. Высота сидячих колоссов в Абу-Симбеле 20 м. Длина храма в Луксоре около 260 м.

● статичность форм.

Египетские формы производят впечатление неподвижности. Все сооружения Нового царства распластаны на земле преобладает горизонтально-протяженный спокойный объем. Скульптурные колоссы чаще всего изображались в условной фронтальной позе. Форма пилонов и наклон стен в храмах создают впечатление исключительной устойчивости. Максимального предела в этом смысле достигала пирамида.

● стремление к их обобщению.

Доминирующим мотивом египетской архитектуры была тяжелая объемная стена. Роль стоечно-балочных элементов, если они были применены, часто затушевывалась для сохранения роли этого основного мотива. Стена трактовалась как громадная монолитная плоскость, как поверхность огромной глыбы геометрически правильной формы. Членение стены швами кладки никогда архитектурно не использовалось. Пересечение этих случайно расположенных швов более глубоким рельефом изображений подчеркивало цельность стены.

В планировке также были всегда налицо ясность и геометрическая простота. Все схемы были прямоугольны. Неправильных углов избегали.

Тенденция к монументальному обобщению формы не позволяла вводить мелкие членения объемов. Впечатление силы и тяжести достигалось тем, что детали были упрощены и укрупнены. Отношения частей были близки к равенствам. Обработка всех объемов состояла из обводящего валика и карниза над ним, имеющего всего лишь один элемент кривую выкружки. Потолки совсем не были расчленены и не имели карнизов. Теряющаяся при обобщенной трактовке поверхности масштабность сооружений восстанавливалась многоярусным построением барельефов, что связывало колоссальную форму сооружения с мелким расчленением ее второстепенными фигурами и иероглифами.

архитектура древнего египта храм хора в эдфу

Кроме того, масштабность подчеркивалась введением в композицию подобной формы меньшего размера (дверь с карнизом между большими объемами пилонов). Проем двери был масштабен по отношению к человеку и подчеркивал колоссальные размеры пилона. Величина формы подчеркивалась также размерами деталей. На портале входа делался очень крупный карниз, на огромном пилоне карниз был относительно мал.

● симметричность решений.

Симметричными были фасады храмов с пилонами, следующий за ними двор, гипостильный зал и т. д. Последующие пристройки зданий могли создавать несимметричную общую композицию, но в отдельности обычно были тоже симметричны.

архитектура древнего египта храм хора в эдфу план

В египетской архитектуре отсутствуют сложные ритмические композиции. Число составляющих частей было, как правило, невелико. На однообразном фоне выделялся всего один композиционный центр, всегда находящийся на оси симметрии. Центральная (основная) часть симметричной композиции обычно решалась контрастным противопоставлением остальным частям. Гладким поверхностям горизонтально развернутых объемов пилона противопоставлялась зажатая между ними вертикальная, усложненная и прорезанная дверью центральная часть его.

Во дворе и в гипостильном зале шаг колонн в центре был шире и нарушал однообразный метр колоннады. Высота средних колонн гипостильного зала была больше высоты крайних. Центральная часть везде осложнялась как по форме, так и по убранству рельефами. Архитектурные детали центральной части были более грузны.

● монолитность объемов.

Конструктивная простота доводилась до предела. Несмотря на длительную эволюцию форм и переход от простых геометрических столбов в пирамидах Гизе к усложненным колоннам эпохи Позднего Египта, конструктивная схема не эволюционировала. Сооружение представляло собой сплошную глыбу из камня, как пирамида, или элементарную схему массивных каменных стоек и тяжелых каменных балок и плит, как все храмы Нового царства. Конструкции применялись с огромным запасом прочности на вечность. Фасад переднего зала храма трактовался как объемная монолитная форма сплошной кладки, в которой только вырезан средний проем с колоннадой. Архитрав решался как часть мощного гладкого объема, а не как балка, свободно лежащая на колоннах и самостоятельная относительно боковой стены. Даже заполнение между нижними частями колонн в храмах Позднего Египта, очевидно, не имеющее никакой нагрузки, трактовалось как мощная толстая стена (что передавалось грузными и сильно выступающими деталями).

Роль живописи и скульптуры.

Роль контрастирующего элемента, подчеркивающего своим изяществом и легкостью мощь архитектурных форм, придана росписям и рельефам, которые неразрывно включены в общий замысел сооружения.

Рельеф становился обязательным спутником архитектуры, сливаясь с ней и иногда получая почти равное с архитектурными формами значение. Круглая самостоятельная скульптура своими монументальными формами и преувеличенно крупными размерами приобретала такое же значение, как и архитектура. Так, огромные сидячие статуи фараона перед пилоном храма включались в архитектурную композицию равноценным элементом, усиливая значение центрального портала. Колоссы на дворе Рамессея или колоссы фасадов в Абу-Симбеле являлись основным мотивом, определяющим архитектуру здания. Синтез всех видов искусств в Египте достигал поразительных эффектов. Главенствующая роль во все периоды все же принадлежала архитектуре.

архитектура древнего египта скльптуры

архитектура древнего египта скльптуры

Орнамент, игравший большую роль в египетских сооружениях, имел символическое и магическое значение. К наиболее распространенным изображениям относятся солнечный диск и коршун с распростертыми крыльями, служивший символом покровительства. Часто употреблялись также орнаменты в виде спиралей и ряда уреев (змей) символ власти фараона. Из религиозных символов наиболее почитаемым был скарабей (священный жук) эмблема воскресения.

архитектура древнего египта орнаменты

Связь архитектуры и астрологии в Египте.

До сих пор в научных кругах доминирует представление о недоразвитых древних цивилизациях, чьё представление о мире сплошь состояло из предрассудков. Однако, к счастью, всё больше появляется учёных, которые хоть в малой степени, но смогли подняться до уровня древних и разгадать некоторые тайны их науки.

Было установлено, что культура Египта была очень тесно связана со звёздами, с астрологией. Архитектура в этом ключе также не является исключением. Культовые египетские постройки на протяжении тысячелетий возводились чётко учитывая движение небесных тел.

Представленный ниже документальный фильм подробнее рассказывает о связи архитектуры и астрологии в древнем Египте:

Источники:

Гинзбург М.Я. и др. Всеобщая история архитектуры. Том 1. 1944/1949

Огюст Шуази. История архитектуры в 2-х томах, том 1. 1937, Издательство Всесоюзной Академии Архитектуры

kannelura.info

egyptopedia.info

Поделиться записью

Читайте мой Архитектурный Блог ВКонтакте

_______________________________________________________________________________________________

!Материалы из статьи могут быть использованы только с активной ссылкой на сайт-источник!

_______________________________________________________________________________________________

Похожие статьи:

Египетские пирамиды: загадки архитектуры;

Свойства пирамид: влияние формы на человека и пространство;

Сакральная архитектура храмов;

______________________________________________________________________________________________

на главную страницу               В начало страницы                    к списку статей

Основные страницы сайта:

Главная страница

Обо мне

Портфолио

Услуги и цены

Блог архитектора

Контактная информация

Карта сайта

         

Архитектурно (услуги):

Эскизный проект дома

Архитектурный проект дома

Архитектурно-строительный проект дома

● Проект дома и участка по Васту

Дизайн фасада дома

Дизайн интерьера

ВАСТУ для бизнеса

Каталог готовых типовых проектов домов

Популярные страницы сайта:

Готовые проекты домов из газобетона

Типовой проект дома в английском стиле из газобетона

Стили современной архитектуры

Постмодернизм в архитектуре

Органическая архитектура

Васту Шастра

Дом в русском стиле