Главная страница |Обо мне| Портфолио | Услуги и цены | Контакты | Проект по Васту |Архитектурный проект|Дизайн фасадов

Главная страница  >  Архитектурный Блог - стр 1  >  Архитектурный Блог - стр 5  >  Архитектура древнего Рима

Архитектура древнего Рима.

Архитектура древнего рима

Архитектура древнего Рима во многом продолжила наследие, оставленное греческими архитекторами (читать об архитектуре Греции). Римляне также были новаторами, и они объединили новые строительные технологии и материалы с креативным дизайном, чтобы создать целый ряд совершенно новых архитектурных сооружений. Типичные инновационные римские здания включали базилику, триумфальную арку, монументальный акведук, амфитеатр и жилой квартал.

Многие из римских архитектурных инноваций были ответом на меняющиеся практические потребности римского общества, и все эти проекты поддерживались государственным аппаратом, который финансировал, организовывал и распространял их по всему римскому миру, гарантируя их постоянство, так что многие из этих великих зданий сохранились до наших дней.

Подписывайтесь на наш блог на Яндекс Zen - мы регулярно публикуем там новые статьи и видео на тему архитектуры, дизайна и строительства.

Архитектура древнего рима 3

Архитектурные ордера.

Римские архитекторы продолжали следовать принципам, установленным классическими орденами, которые первыми сформировали греки: дорическим, ионическим и коринфским:

архитектура древней греции

Коринфский ордер был особенно популярен, и многие римские здания, даже в поздней античности, имели особенно греческий вид. Римляне, однако, добавили свои собственные идеи, и их версия коринфской капители стала гораздо более декоративной, как и карниз - см., например, Арку Септимия Севера в Риме (203 г. н.э.):

Архитектура древнего рима 4

римский дорический ордер

Римляне также создали композитную капитель, в которой спираль ионического ордера сочеталась с листьями аканта коринфского. Тосканская колонна была еще одной адаптацией традиционной идеи, которая представляла собой форму дорической колонны, но с меньшей капителью, более тонким стволом колонны без канавок и формованным основанием. Тосканская колонна (как она стала известна в эпоху Возрождения) особенно часто использовалась во внутренней архитектуре, такой как перистили и веранды. Римляне также предпочитали монолитные колонны, а не греческий подход с использованием нескольких барабанов, уложенных друг на друга.

Кроме того, колонны продолжали использоваться, даже когда в них больше не было конструктивной необходимости. Это должно было придать зданиям традиционный и знакомый вид, например, фасаду Пантеона (около 125 г. н. э.) в Риме. Колонны могли быть отделены от здания, но оставаться прикрепленными к фасаду у основания и антаблемента (отдельно стоящие колонны); см., например, Библиотеку Адриана в Афинах (132 г. н.э.). Наконец, колонны могли стать частью самой стены (пилястры) и функционировать как чистое украшение, например, верхние этажи Колизея снаружи (последняя четверть 1-го века н.э.).

римские ордера

Период Августа ознаменовался всплеском строительной активности, инновациями в дизайне и экстравагантным использованием мрамора - это было отражение возрастающего величия Рима, который начинал напрягать свои мускулы и с возросшей уверенностью отходил от жестких традиций более ранних цивилизаций. Это было также время, когда возросшее имперское могущество позволило осуществлять все более масштабные и впечатляющие строительные проекты не только в самом Риме, но и по всей Империи, где здания стали пропагандой мощи и воспринимаемого культурного превосходства римского мира.

По мере расширения Империи идеи и даже ремесленники интегрировались в римскую архитектурную индустрию, часто следуя своим знакомым материалам, таким как мрамор, на места строительства. Свидетельства восточного влияния можно увидеть в таких деталях, как листья папируса в капителях, скульптурные пьедесталы, уличные колоннады и нимфей (декоративный фонтан).

Материалы и технологии древнего Рима.

Первым полностью мраморным зданием был храм Юпитера Статора в Риме (146 г. до н.э.), но только во времена Империи использование мрамора стало более распространенным, а камень выбрали для самых впечатляющих строительных проектов, финансируемых государством. Наиболее часто в Италии использовался каррарский (лунный) мрамор из Тосканы. Использовался также мрамор со всей империи; особенно ценился паросский мрамор с острова Парос на Кикладах и Пентелик из Афин. Римские архитекторы также предпочитали цветные сорта, например, желтый нумидийский мрамор из Северной Африки, фиолетовый фиргийский из центральной Турции, красный порфир из Египта и каристийский мрамор с зелеными прожилками с Эвбеи. Однако иностранный мрамор в основном использовался для колонн и, из-за дороговизны транспортировки, в имперских проектах.

Архитектура древнего рима 6

Помимо мрамора использовали белый травертин, который добывался из карьеров близ Тиволи. Он хорошо поддавался резьбе и имел большую несущую способность - это сделал травертин излюбленной заменой мрамора среди римских архитекторов с 1-го века до нашей эры. Он особенно использовался для мощения, дверных и оконных наличников и ступеней.

Римляне не изобрели известковый раствор, но они были первыми, кто увидел все возможности его использования для производства бетона. Они назвали этот материал opus caementicium - каменный заполнитель смешивали с известковым раствором. Материал имел густую консистенцию при приготовлении и поэтому укладывался, а не заливался, как современный бетон. Первые документальные свидетельства его использования относятся к 3 веку до н.э. Во 2 веке до н.э. было обнаружено, что при использовании пуццолана (бетона, изготовленного из вулканического песка, pulvis puteolanus), который имел высокое содержание кремнезема, бетон мог схватываться под водой и был даже прочнее обычного бетона. К 1-му веку до н. э. его использование кажется широко распространенным в фундаментах, стенах и сводах. Возможно, лучшим примером ее возможностей в строительстве является святилище Фортуны Примигении в Палестрине:

Архитектура древнего рима 7

В дополнение к конструктивным возможностям бетона, этот материал был также намного дешевле цельного камня, и ему можно было придать более презентабельный фасад, используя штукатурку, мраморную облицовку или другой относительно дешевый материал: обожженный кирпич или терракоту. Высушенные на солнце глиняные кирпичи использовались веками и продолжали использоваться для более скромных проектов вплоть до 1-го века н.э., но обожженные кирпичи обладали преимуществом долговечности и могли быть вырезаны так же, как камень, чтобы напоминать такие стандартные архитектурные элементы, как капители и зубцы.

Кирпичи также могли использоваться в куполах, таких как храм Асклепия Сотера в Пергаме, и даже сами стали декоративным элементом, используя разноцветные кирпичи (обычно желтые и оранжевые) и укладывая их для создания узоров. Так, например, из кирпича сложен римский храм Пантеон:

Архитектура древнего рима 8

Штукатурка использовалась для облицовки кирпичных стен и могла и была изготовлена из смеси песка, гипса и даже мраморной пыли из материала высшего качества.

Вулканический туф и пемза использовались в куполах из-за их легкого веса, как, например, в Пантеоне. Базальт часто использовался для мощения и дорог, уложенных в виде многоугольных блоков, а египетский серый и розовый гранит был популярен для обелисков и колонн. Наконец, терракота также использовалась для лепного орнамента на зданиях и стала обычным украшением частных домов и гробниц.

Римские архитекторы.

В римском мире ответственность за строительство зданий в основном возлагалась на человека, который задумал и оплатил проект, а не на архитектора, который руководил его реализацией; поэтому архитектор часто остается анонимным. Более известны архитекторы, нанятые императором для выполнения конкретных проектов. Мы знаем о любимом архитекторе Траяна, Аполлодоре Дамасском, известном, например, своим мастерством в строительстве мостов, и который, среди прочих проектов, отвечал за Форум и бани Траяна в Риме (104-9 гг. н.э.). Север и Целер были архитекторами, ответственными за фантастически звучащую вращающуюся крышу Золотого дома Нерона. В целом, архитекторы руководили, в то время как подрядчики (redemptores) фактически выполняли проект на основе чертежей архитектора.

Безусловно, самым известным римским архитектором является Витрувий, главным образом потому, что его 10-томное исследование архитектуры "Об архитектуре" сохранилось до наших дней (скачать книги Витрувия можно здесь). На самом деле мы мало что знаем о его собственных работах - только о базилике, которую он построил в Фано, и о том, что он работал для Юлия Цезаря и Августа. "Об архитектуре" охватывает все аспекты архитектуры, типы зданий, советы для будущих архитекторов и многое другое. Одним из интересных моментов этой работы является то, что она показывает, что от древнего архитектора ожидали многих навыков, которые в настоящее время были бы разделены на различные специализации. Витрувий также сформулировал основной дух римской архитектуры: "Все здания должны быть выполнены таким образом, чтобы учитывать долговечность, полезность и красоту". (Об архитектуре, книга I, глава III)

Основные виды римских зданий.

Акведуки и мосты.

Акведуки - это массивные сооружения с одинарными, двойными или тройными ярусами арок использовались для доставки пресной воды в городские центры из источников, иногда расположенных на расстоянии многих километров. Самым ранним в Риме была Аква Аппиа (312 г. до н.э.), но самым впечатляющим примером, несомненно, является Пон-дю-Гар близ Нима (около 14 г. н.э.):

Архитектура древнего рима 9

Римские мосты могли использовать аналогичную арку для перекрытия рек и оврагов. Одним из наиболее хорошо сохранившихся является гранитный мост Тахо в Алькантаре в Испании (106 г. н.э.), арки которого простираются более чем на 30 метров:

Архитектура древнего рима 10

Базилики.

Базилика -  тип сооружения, который был перенят христианской церковью и стал типичным для романского стиля храмом в средний века, но изначально был задуман римлянами как место для любого большого собрания, наиболее распространенным из которых были суды. Обычно они строились вдоль одной стороны форума, городского рынка, который был окружен со всех сторон колоннадами. Длинный зал и крыша базилики со всех сторон поддерживались колоннами и опорами. Колонны создали центральный неф, окруженный со всех сторон проходом. Первый этаж опоясывала галерея, а позже на одном или обоих концах появилась апсида.

Базилика Максенция в Риме:

Архитектура древнего рима 11

Бани.

Римские бани (термы) демонстрируют типичную римскую способность создавать захватывающее дух внутреннее пространство с помощью арок, куполов, сводов и контрфорсов. Самые большие из этих часто огромных комплексов были построены симметрично вдоль одной оси и включали бассейны, холодные и горячие комнаты, фонтаны, библиотеки, полы с подогревом, а иногда и межстенное отопление с помощью терракотовых труб. Их экстерьеры обычно были простыми, но внутри они часто были роскошными с щедрым использованием колонн, мрамора, статуй и мозаики. Одним из лучших и, безусловно, лучших сохранившихся примеров являются бани императора Каракаллы в Риме (завершено в 216 году н.э.):

Архитектура древнего рима 12

Архитектура древнего рима 13

Жилые дома.

Частные резиденции римских богачей были по-настоящему шикарными. Они восхищали своими богато украшенными фресками и лепниной внутренними стенами, атриумами, перистилями (прямоугольный в плане двор, сад или площадь, окружённый со всех сторон крытой колоннадой), садами и фонтанами, расположенными в гармоничной симметрии. Типичный пример - вилла Веттиев в Помпеях (1 век до н.э. - 79 год н.э.):

дом веттиев помпеи

Однако еще более новаторскими были большие многоквартирные дома (insula) для менее обеспеченных горожан. Они были построены с использованием кирпича, бетона и дерева, иногда имели балконы, а на первом этаже часто были магазины. Появившись еще в 3 веке до н.э., к 1 веку до н.э. примеры могли иметь 12 этажей, но введенные государством ограничения по высоте привели к тому, что здания были в среднем от четырех до пяти этажей (по крайней мере, на лицевой стороне, поскольку таких ограничений для задней части здания не было).

Макет древнеримской инсулы:

Архитектура древнего рима 15

Храмы

Римский языческий храм представлял собой сочетание этрусской и греческой моделей с внутренней целлой в задней части здания, окруженной колоннами и расположенной на приподнятой платформе (высотой до 3,5 метров) со ступенчатым входом и крыльцом с колоннами, являющимся центром здания (в отличие от греческих храмов где все четыре стороны могут быть одинаково важны в городском ландшафте). Храмы обычно были прямоугольными, но могли принимать и другие формы, такие как круглые или многоугольные (например, храм Венеры в Баальбеке или Пантеон в Риме).

Архитектура древнего рима 16

Архитектура древнего рима 17

Архитектура древнего рима 18

Архитектура древнего рима 19

Архитектура древнего рима 20

Театры и амфитеатры.

Римские театры во многом повторяли форму греческих, но при этом строились они на ровных участках, что позволяло им приобрести более монументальные формы. Исчез хор и сильно сократилась площадь орхестры, ее использовали как место для размещения части зрителей. Проскений, превратившийся в основное место для игры актеров, стал намного больше. Места для зрителей были расположены в один или несколько ярусов в виде полукруга. Сцена и зрительные ряды имели защиту от солнца в виде тентов. Однако тенты скены и амфитеатра не были едиными, а навешивались в виде двух отдельных частей. Поэтому в полном смысле слова театром под крышей римский театр назвать нельзя. Если греки украшали переднюю часть проскения и лицевую стену скены различными архитектурными деталями – колоннами, карнизами и др., то римский театр, отличался пышным декором как сценической, так и зрительской части. Единство двух пространств подчеркивались архитектурным ансамблем в виде колоннады, замыкающей последний ряд амфитеатра. Особо богато был декорирован фасад скены.

Архитектура древнего рима 22

Амфитеатр — постройка для разнообразных массовых зрелищ (гладиаторских боёв, звериной травли и т. д.), представляющая собой круглый театр без крыши.

Полностью закрытый амфитеатр был особым фаворитом римлян. Колизей (лат. Colosseus, colosseum — исполинский) - самый большой и знаменитый амфитеатр, и это типичный пример, скопированный по всей империи: очень декоративный внешний вид, сиденья, установленные над сетью арочных сводов, и подземные помещения под полом арены, чтобы прятать людей, животных и реквизит, пока они не понадобятся для представления:

Архитектура древнего рима 23

Архитектура древнего Рима оставила нам великолепные сооружения, которые в буквальном смысле выдержали испытание временем. Сочетая широкий ассортимент материалов со смелым дизайном, римляне смогли раздвинуть границы физики и превратить архитектуру в вид искусства. В результате архитектура стала имперским инструментом демонстрации миру культурного превосходства Рима, потому что только у него было богатство, навыки и смелость для создания таких зданий. Что еще более важно, использование бетона, кирпича и арок в сочетании с такими проектами зданий, как амфитеатр и базилика, оказало огромное влияние на всю последующую западную архитектуру вплоть до наших дней.

готовые проекты домов

 

 

 

 

 

 

готовые проекты домов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

готовые проекты домов

 

_______________________________________________________________________________________________

!Материалы из статьи могут быть использованы только с активной ссылкой на сайт-источник!

_______________________________________________________________________________________________

Похожие статьи в Блоге:

Архитектура древнего Египта

 

архитектура древнего египта

Египет меня интересует очень давно. Ещё с раннего детства меня завораживали памятники его культуры: древняя письменность - загадочные иероглифы на свитках папируса и выгравированные на поверхностях величественных, потрясающих воображение своей монументальностью зданий и скульптур; религиозный мистицизм, окутывающий его историю - всё это вызывало у меня жгучее желание хоть немного проникнуть в тайны этой страны. Сейчас я вплотную подошёл к тому, чтобы изучить архитектуру Египта и в этой и последующих статьях я хочу на сколько это уместно подробно изложить результаты моих изысканий...

___________________________________________________________________________________________________________

Архитектура древней Греции

 

архитектура древней греции 12

Греческие архитекторы построили одни из лучших и наиболее характерных зданий во всем Древнем мире, а некоторые из их построек, такие как храмы, театры и стадионы, стали основными элементами городов с древности и до наших дней. Кроме того, стремление греков к простоте, пропорциям, перспективе и гармонии в своих зданиях оказало большое влияние на архитекторов эллинистического периода и римского мира, обеспечив основу для классических архитектурных ордеров, которые доминировали в западном мире с эпохи Возрождения до наших дней...

_______________________________________________________________________________________

Архитектура древнего Китая

 

архитектура древнего китая

Обнесенные стенами здания, приподнятые павильоны, деревянные колонны и панели, желтая глазурованная черепица на крышах, ландшафтные сады, а также тщательное планирование города - всё это примечательные черты архитектуры древнего Китая, многие из которых до сих пор играют важную роль в современной архитектуре по всей Восточной Азии. На архитектуру Китая повлияли идеи из Индии и буддизм, который распространился там, но здания древнего Китая оставались удивительно неизменными в фундаментальном виде на протяжении веков, влияя на архитектуру других соседних восточноазиатских государств, особенно в древней Японии и Корее...

_______________________________________________________________________________________________

Древняя архитектура Непала.

 

Древняя архитектура Непала

Слияние необычных по своей простоте и актуальных по сей день непальских стилей зодчества уникально тем, что большинство из «ингредиентов» этого архитектурного коктейля не встречается ни в чистом виде, ни в каких бы то ни было сочетаниях, больше нигде в мире...

__________________________________________________________________________________________________________

Романский стиль в архитектуре

 

романский стиль архитектуры

Романский стиль стал закономерным отражением духа своей эпохи: для периода раннего феодализма характерны раздробленность европейских земель и частые междоусобные войны. Поэтому дозорные башни, массивность всех конструкций, световые проемы, походившие на бойницы – эти черты присущи постройкам романского периода...

___________________________________________________________________________________________________________

Заказать индивидуальный проект дома

Если Вы хотите заказать проект дома, или у Вас есть вопросы, свяжитесь со мной по телефону, телеграму или почте.

+7 977 268-04-53

novikov-architect@mail.ru

заказать проект дома

   

В начало

Основные страницы сайта:

Главная страница

Обо мне

Портфолио

Услуги и цены

Блог архитектора

Контактная информация

Наш новый сайт

         

Архитектурно (услуги):

Эскизный проект дома

Архитектурный проект дома

Архитектурно-строительный проект дома

● Проект дома и участка по Васту

Дизайн фасада дома

Каталог готовых типовых проектов домов

Популярные страницы сайта:

Готовый проект дома из газобетона в английском стиле - 143  кв. метра

Стили современной архитектуры

Проект современной каркасной бани

Типовой проект каркасной бытовки

Васту Шастра

Постмодернизм в архитектуре

Проект Дом-маяк