Главная | О студии | Портфолио | Услуги и цены | Контакты | Проект по Васту | Архитектурный проект | Дизайн фасадов | Блог |
|
Главная страница > Архитектурный Блог - стр 1 > Архитектурный Блог - стр 7 > Архитектура храма на Нерли Архитектура храма Покрова на Нерли под Владимиром. |
|
Храм Покрова на Нерли - это белокаменный православный храм во Владимирской области, в 1,5 км от посёлка Боголюбово. Один из древнейших сохранившихся до наших дней памятников архитектуры домонгольской Руси. Грациозные пропорции и общая гармоничность архитектуры храма отмечается многими исследователями. Часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом - и лично я полностью разделяю это мнение.
Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на заливном лугу, и стоит на рукотворном холме высотой около 3 м и площадью около 23 соток, располагавшегося на стрелке рек Клязьмы и Нерли (позднее устье сместилось на юг, оставив после себя старицу). Устье Нерли находилось на пересечении важных торговых речных путей и служило воротами во Владимирскую землю: здесь корабли поворачивали ко княжеской резиденции, отсюда разворачивалась панорама на Боголюбов с княжеским дворцом и на Владимир.
История храма.Церковь Покрова на Нерли — памятник становления и расцвета Владимирского княжества при Андрее Боголюбском, который задался целью создать новую столицу Руси, подобную Киеву, и не только Киеву, но и Константинополю и Иерусалиму. Всего за 7 лет было выстроено множество прекрасных храмов во Владимире, построено Боголюбово и, как венец всему, храм Покрова на Нерли. Он был построен по заказу князя в 1165 г. силами княжьей строительной дружины, собравшей "из всех земель все мастеры" под началом европейских масторов. "Житие Андрея Боголюбского" рассказывает, что храм был построен за один сезон: "единым летом соверши." При этом, сначала был заложен ленточный фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,60 м, до слоя материковой глины. На фундаменте возведены стены из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,70 м. Эти стены были засыпаны внутри и снаружи глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбованы. Так вырос искусственный холм, на котором уже возвели церковь. Мастера придали холму регулярную форму, покрыв его панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани:
К храму с трех сторон были пристроены закрытые галереи - паперти, которые сейчас утрачены. Высота галереи составляла 5,5 м. В юго-западном углу галерея-паперть имела толстую стену с тремя глухими пряслами и внутренней лестницей. Эта лестничная стена объясняет несимметричное положение окон на южном фасаде церкви: в западном прясле располагался опущенный ниже уровня окон вход из лестничной стены в хоры:
Вскоре при храме возник монастырь - вначале женский, затем мужской. В монастырские времена церковь обросла необходимымм для обители разнообразными строениями: две настоятельские кельи с амбаром, кладовой и погребом, братская келья, хлебопекарная келья, мучной амбар, погреб, сарай для лошадей, сарай для телег; огород, выгонный луг. Все эти строения были деревянными, крытыми дранью, ветхими. Монастырь был упразднен в годы правления Екатерины II. В 1877 году храм подвергся не слишком удачному ремонту: обвязали храм железными стяжками, сбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили гипсовыми утраченные белокаменные рельефы - причём рабочие "в усердии своем помещали их там, где их не было" никогда ранее. Тогда же восстановили позакомарное покрытие, закрыв при этом постамент барабана шарообразной кровлей. Во второй половине XIX века, после экспедиции Солнцева и раскопок Артлебена, с северной стороны церкви были построены каменные святые ворота с надвратной колокольней, очевидно, по проекту Артлебена. В её кирпичные стены были вложены обнаруженные при земляных работах плиты с резными грифонами и барсами. Этим же архитектором, судя по всему, была спроектирована и новая каменная Трехсвятительская церковь, законченная в 1884 году:
В 1982 годах храм был полностью отреставрирован. Белый камень был почищен; восстановлены утраты; устроены медные кровли, глава и крест; интерьер отмыт от пыли и наслоений. Реставраторы сняли выпуклую кровлю начала XIX века и восстановили постамент под барабаном, оставив, однако, луковичную главу. Cтроения вокруг церкви - святые ворота с колокольней, несколько жилых изб и сараев - были к этому времени уже разобраны; лишь частично разрушенная Трехсвятительская церковь сохранилась до наших дней и используется в качестве сторожки. Архитектура храма.Храм крестово-купольного типа, одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный, с тремя продольными и тремя поперечными нефами, в западном из которых помещаются хоры. Полуциркульные своды храма поддерживают цилиндрический барабан. Купол храма первоначально был шлемовидным, но впоследствии был заменен луковичным. Храм на Нерли, как и все домонгольские белокаменные храмы Северо-Восточной Руси, построен в романском стиле, который господствовал тогда в Европе от Португалии до Залесской Руси. Стены выложены из белого камня высочайшего качества: кладка весьма однородна, в ней практически отсутствует желтоватый оттенок, пористость очень низка - такого качества кладки нет ни в одном из древнерусских белокаменных храмов. В сводах для их облегчения применен туфообразный известняк. Храм стоит на уникальном фундаменте, состоящем из восьми рядов качественного гладкотесаного белого камня (в целом около 4 м глубиной), базирующихся на обычной для суздальского зодчества бутовой основе, почти квадратной в разрезе (глубиной около 2 м).
Украшения фасада устроены по общей для белокаменных храмов схеме: трехчастное деление вертикальными пилястрами на прясла в соответствии с положением внутренних столпов-пилонов, завершение прясел полуциркульными закомарами с немногочисленными изобразительными рельефами, горизонтальный пояс арочной колоннады примерно посредине стены, узкие щели оконных амбразур в верхнем ярусе, глубокие ниши перспективных порталов с декоративными лентами архивольтов в нижнем ярусе и профилированный цокольный пояс. При этом плоскость стены сужается и почти пропадает за рельефным, выступающим профилем пилястр и полуколонн, которые вместе с лопатками достигают полуторной толщины стены, образуя как бы несущий скелет (еще большую прочность этому каркасу придают горизонтальные связи: дубовые брусья, положенные внутри стены на уровне пола хор и в плоскости пят подпружных арок).
Иллюстрации из книги Рзянина М. И. "Покров на Нерли (XII век)". — Москва, 1941. — (Памятники русской архитектуры. ІІІ). В книге представлены подробные замеры храма в плане и по фасадам. Скачать книгу можно по ссылке. Аркатурно-колончатый пояс с поребриком расположен несколько выше уровня хор, его верх членит фасад по высоте на две почти равные части. В базах колонок аркатурно-колончатого пояса – маски и изображения животных и чудовищ:
Выше аркатурно-колончатого пояса, над отливом, начинаются новые профили - закомар и окон. В верхнем поле прясел профиль пилястр, переходя в закомары, усложняется; высокие окна, опущенные прямо на отлив стены и освобождающие верхнюю зону прясел для рельефов, тоже обильно и дробно профилированы. Плоскости закомар заполнены резными рельефами. В целом храм производит впечатление весьма "нарядного," несмотря на относительно скромный (по сравнению например с Владимирским Димитриевским собором) декор зооантропоморфного типа. В тимпанах закомар расположены изображения царя Давида, львов, голубей, грифонов с ланями и женских масок. Размеры всех скульптурных групп тонко соотнесены с площадью закомар: в больших по размеру закомарах изображения имеют более вытянутые пропорции, а в меньших - укороченные:
В центральных закомарах северного, южного и западного фасадов располагаются три одинаковых рельефа, которые представляют восседающего на троне юного царя Давида в окружении парных изображений львов и голубей. Три изображения царя Давида на всех трех фасадах высечены на самых крупных камнях тремя разными мастерами - лучшим считается рельеф западного фасада. Значение символики:Царь Давид часто использовался в европейской архитектуре как символ мудрого и справедливого правителя. Окружающие царя львы — тоже один из самых распространенных символов, повсеместно встречающийся на западе не только в постройках романского стиля, но и практически во все века архитектурного развития. Во Владимиро-Суздальских землях изображение льва обретает еще один смысл — он становится персональным символом местных князей, начиная с Андрея Боголюбского, и до сих пор остается на гербе Владимира. Голубь — символ Святого Духа и кротости. В паре со львом они образуют очень мощную смысловую связку. Еще одно интересное изображение — грифон, несущий лань. Грифон может быть символом Христа, а лань — символизировать трепетную душу христианина. По крайней мере, так это истолковывается в западноевропейском зодчестве.
Средняя апсида чуть приподнята над двумя боковыми, разрывая горизонталь колончатого пояса; несколько поднято и среднее окно, что подчеркивает вертикальную ось. На апсидах аркатурно-колончатый пояс с поребриком расположен сверху, некоторые колонки пояса заменены полуколоннами, спускающимися до цоколя, что создает цельную и "вертикально-ориентированную" картину декора апсид:
Внутреннее пространство храма воспринимается как некий воздушный столп с убегающими ввысь пучками вертикалей. Толщина столпа-пилона крестчатой формы составляет не четвертую, как обычно, а третью часть ширины центрального нефа. Малые боковые нефы вдвое уже центральных. Столпы сужаются кверху и склоняются внутрь, что при небольших размерах храма создает дополнительное ощущение "высотности" внутреннего пространства. В древности интерьер белокаменного храма дополнялся невысокой алтарной преградой, настенными фресками, керамическими полами из разноцветных плиток. Белокаменной резьбы внутри здания почти нет: только пары лежащих львов в основаниях подпружных арок:
Храм Покрова на Нерли является действующим храмом (но службы проводятся только по двунадесятым праздникам) и филиалом Владимир-Суздальского заповедника. С 1992 года является объектом, входящим в список наследия ЮНЕСКО.
________________________________________________________________________________ ! Материалы из статьи могут быть использованы только с активной ссылкой на сайт-источник ! |
|
Другие статьи в Блоге:Русское деревянное зодчество. Памятники архитектуры русского севера.
Древние греческие, арабские и скандинавские письменные источники сообщают о существовании на территории славянских земель многочисленных укреплённых городов и сложных деревянных сооружений. По свидетельству Геродота (5 век до н.э.) на обширных землях восточной Европы, покрытых густым разнородным лесом, в краях с суровым климатом жили народы, умевшие возводить из дерева большие города с высокими крепостными стенами, жилыми домами и храмами... ________________________________________________________________________________________________________________ Самые старые сохранившиеся памятники архитектуры древней Руси
Древние греческие, арабские и скандинавские письменные источники сообщают о существовании на территории славянских земель многочисленных укреплённых городов и сложных деревянных сооружений. По свидетельству Геродота (5 век до н.э.) на обширных землях восточной Европы, покрытых густым разнородным лесом, в краях с суровым климатом жили народы, умевшие возводить из дерева большие города с высокими крепостными стенами, жилыми домами и храмами... ________________________________________________________________________________________________________________ Русский / неорусский стиль в архитектуре Москвы.В 19 - начале 20 веках в Москве в русском стиле было построено множество религиозных и светских, общественных и частных зданий. В этой статье я приведу примеры сохранившихся до наших дней светских памятников русского / неорусского стиля в архитектуре Москвы... ________________________________________________________________________________________________________________ Русский стиль в архитектуре (19 века). В 19 веке был всплеск интереса к русскому стилю в архитектуре. Именно об этом я и хочу рассказать в этой статье. В то время в Европе прошла волна архитектурного историзма, затронула она и Россию. В обществе возник сильный интерес к национальным традициям, национальной идее. Архитекторы обратились к прошлому, к уже почти забытым традициям. Так возник неорусский (или псевдорусский) архитектурный стиль...
___________________________________________________________________________________________________________________ Заказать индивидуальный проект домаЕсли Вы хотите заказать проект дома, или у Вас есть вопросы, свяжитесь со мной по телефону, телеграму или почте. +7 977 268-04-53 В начало |
Основные страницы сайта: ● Обо мне
|
Архитектурное проектирование (услуги): ● Архитектурно-строительный проект дома ● Проект дома и участка по Васту |
Популярные страницы сайта: ● Проект современной каркасной бани ● Типовой проект дома из газобетона площадью 143 метра |